Ребёнок первые два месяца от рождения учит прислушиваться к себе и звукам извне, затем присматриваться, различать очертания предметов. В два месяца ребёнок уже замечает лицо своей мамы, и, если над ним склонится незнакомый человек, может заплакать. На третьем месяце жизни малыш замечает свои руки. Он во время бодрствования рассматривает их, шевелит пальчиками, если игрушки касаются ручек – прислушивается к своим ощущениям. Ребёнок постепенно приближает ручки одну к другой, пробует цеплять пальчики.
Когда над ним появляются игрушки, или движущиеся подвески мобиля, ребенок тянется к ним ручками, ему приятно, когда игрушки задевают пальчики, затем он пытается ручками ухватить игрушки. Очень быстро ребёнок будет уметь брать игрушки и предметы возле себя, если ему подставить пальцы – он очень сильно за них хватается. Ребёнок изучает мир вокруг, щупая, перебирая пальчиком предметы. Сначала неловко захватывая игрушки, затем он учится соотносить то, что видит, со своими действиями, и берёт уже сознательно, перебирая, чтобы взять удобно и крепко.
Освоив эти действия, малыш учится манипулировать предметами – трясти, захватывать удобнее, перебирать из ручки в другую ручку. Вначале игрушки малыш может взять, если они размещены прямо над его ручкой, затем дотянуться, если игрушки расположены над грудью, и, наконец, он берёт игрушки из любого положения, даже, если они находятся сбоку от него.
Какие упражнения можно выполнять с малышом для развития координации движений и развития мелкой моторики рук?
Во время общения с ребёнком родители могут выполнять простейшие упражнения, которые познакомят левую его ручку с правой, затем – с ножками и игрушками. Заниматься нужно несколько раз в день, во время общения и игр с малышом, в то время, когда ничто его не беспокоит, он сыт и спокоен.
Ребёнку для занятий нужно предлагать интересные игрушки, обязательно хвалить его и поощрять. Весь процесс должен быть очень интересным и весёлым для малыша. Предметы для манипуляций должны быть разными по фактуре и размеру – малыш должен стараться захватить игрушку, как одними пальчиками, так и полной ладошкой или даже двумя ручками.
В 3-4 месяца
В 3-4 месяца малыша необходимо стимулировать протянуть ручки к предмету или объекту и коснуться его. Объектом может быть мамино лицо, яркий платочек, интересная игрушка. Вначале ручки малыша необходимо погладить, затем – помассажировать пальчики и ладошки. Несколько раз ручки ребёнка нужно развести в стороны, затем свести их и похлопать. Затем медленно нужно поднять ручки малыша к его лицу, похлопать ими по его щёчкам. Затем медленно отвести ручки, и похлопать ими по своему лицу, по предмету, игрушке. Если малыш захватил игрушку - нужно разрешить ему его подержать.
Для ребёнка трёх – четырёх месяцев можно купить погремушку – браслет. Надеть на запястье малышу, поднять ручку за локоток и дать ему увидеть эту погремушку. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш второй ручкой начинал тянуться к этой игрушке, цепляться за неё. Если он смог её захватить – похвалите его, и наденьте браслет на другую ручку. Если ребёнок никак не может захватить игрушку, медленно направьте его вторую ручку к той, что с игрушкой. Затем, когда малыш уже умеет хватать игрушку на руке другой рукой, задание можно усложнить, надеть игрушку уже на ножку.
В 4,5 месяца
В 4 – 4,5 месяца малыша во время игры можно выкладывать на животик. Для упражнения нужно взять несколько кубиков различного цвета, а также несколько мячиков разного размера. Класть перед малышом предметы по одному, ожидая, когда он захватит его ручками. Как только захватил – класть следующий предмет. С малышом нужно разговаривать, за ловкие движения обязательно хвалить и поощрять взять следующий.
Если ребёнок старается ухватить мячики только пальчиками – они будут укатываться. Мама должна помочь малышу правильно расположить пальчики на поверхности мячика и кубика, чтобы предмет плотно сидел в ручке. Несколько упражнений – и ребёнок крепко будет держать игрушки в руке.
В 5 месяцев
В пять месяцев, когда ребёнок уже хорошо будет брать предметы любой формы и размера, к занятиям можно привлечь игрушечное пианино. Для этого
упражнения малыша нужно положить на животик, перед ним поставить пианино. Пальчики малыша нужно располагать на клавиатуре, и поочерёдно нажимать ими на клавиши, стараясь задействовать в «игре» все пальцы. Малышам очень нравится такая игра, потому что они слышат интересные и весёлые звуки инструмента, и с удовольствием работают пальчиками. Можно усложнить задание, положив обе ручки малыша на пианино.
В полгода
Когда малышу исполнится полгода, ребёнок уже хорошо держит игрушки, умеет манипулировать ими – трясти, отбрасывать, снова брать. Для упражнения малыша нужно положить на животик, перед ним положить мячик (3 – 4 см в диаметре). Дождаться когда малыш захватит мячик. Затем попытаться забрать его, стараясь, чтобы малыш проявил активность, удерживая игрушку. Когда мячик окажется в маминых руках, нужно подкатить его к другой ручке, стараясь, чтобы малыш захватил игрушку уже ей. Когда ребёнок сделает это – обрадоваться, похвалить его.
Упражнения на развитие мелкой моторики ручек нужно сочетать с сеансами массажа, когда ручки разминаются и поглаживаются от пальчиков к плечам. Большое внимание нужно уделять ладошкам малыша – то еле касаться их, то активно двигая по ним пальцами. Для самостоятельной игры для ребёнка нужно купить игрушки различного размера, формы и фактуры, развивающий коврик или развивающую панель, чтобы ребёнок мог тренировать свои пальчики и во время самостоятельных игр.
Текст Как известно. является собственностью проекта НоворожденныйРу. Принадлежит разделу
Ранее развитие ребенка
Вы можете высказаться о проблемах описанных в Упражнения на развитие мелкой моторики ручек малыша,оставив комментарий.